Евгений Илюхин

Врач - флеболог о проблемах современной флебологии

Найди себе работу по душе, и тогда тебе не придется работать ни одного дня в своей жизни

Блог

12.04 2019

Варикоз в вопросах и ответах

Варикоз в вопросах и ответах

Не востребованное заказчиком интервью. О варикозе, его профилактике, хирургическом и консервативном лечении, компрессионной терапии и термооблитерации в вопросах и ответах.

 

Осенью 2018 года ко мне обратилось некая медиа-структура с предложением сделать эдакое "интервью" по флебологии. По каким-то причинам интервью так и не было опубликовано, а мне жаль, если эта небольшая работа так и сгинет. А вдруг она причинит добро, хоть небольшое? Посему публикую.

1. Как человеку понять, что у него проблема, с которой нужно обратиться к врачу? Как обывателю отличить обычную вену от варикозного расширения вен? Я слышал, что девушки и женщины обычно доходят до флеболога намного быстрее мужчин, правда ли это?

Достаточно здравого смысла. Безусловные признаки варикозной трансформации вены – извитость и локальные расширения («узлы»). При этом можно (с определенными ограничениями) пользоваться правилом: видим цвет сосуда – скорее всего, это проблема косметическая (даже если синих сосудов очень много и выглядят они устрашающе); видим «выпуклости» кожи обычной окраски («шишки», «узлы») – весьма вероятно есть варикозное расширение вен, а это уже проблема не только косметическая. Существует мнение, что женщины доходят до флеболога быстрее, потому что более трепетно относятся к внешнему виду и чаще приходят на ранних стадиях заболеваний вен. Но мне так не кажется. К сожалению, тяжелые, осложненные формы заболеваний вен мы видим у женщин не реже, чем у мужчин. Видимо, косметический дефект не столь универсальный и сильный мотиватор, как нам кажется, и женщины тоже нередко "Дохаживают" до выраженных изменений.

2. Есть ли симптомы, при которых надо немедленно обращаться за медицинской помощью? Бывают ли экстренные состояния при варикозном расширении вен?

Экстренные ситуации – подозрение на тромбоз. Два варианта. 1) Тромбоз без варикоза – в глубоких венах. Это самостоятельное заболевание. Главный признак – внезапно развившийся отек одной голени или всей конечности. Отек только стопы, или отек в области сустава – не признак тромбоза. 2) Тромбоз в варикозных венах. Выглядит как выраженное воспаление, как нарыв – есть боль, покраснение кожи, уплотнение тканей и болезненность в зоне покраснения.

3. Некоторые люди вместо визита к врачу занимаются самолечением. Они видят в интернете или по ТВ рекламу крема, который «быстро избавляет от варикоза», спрашивают у провизора таблетки или капли. Можно ли вылечить варикозное расширение вен и ХВН кремами и таблетками?

В настоящее время не существует фармакологических средств, которые бы могли «избавить от варикоза». Фармакологические средства не только не устраняют варикоз, но и не останавливают его развитие и не защищают от осложнений.

4. Правда ли, что у флеботоников, включая детралекс, нет доказательной базы? То есть их эффективность с точки зрения доказательной медицины мягко говоря сомнительна? И риторический вопрос: если кремы и таблетки не(очень)эффективны, почему врачи все равно их назначают?

Неправда. Многие «флеботропные» средства эффективны в решении определенных задач и эта эффективность имеет высокий уровень убедительности доказательств (1А – 1В в различных резюмирующих источниках). Однако надо понимать, какие задачи способны решить фармакологические средства. Ряд флеботропных средств хорошо устраняют некоторые неприятные симптомы в ногах и способны справляться с венозными отеками. Именно это главная направленность применения "венотоников" - симптомы и венозные отеки. Местные средства отсутствуют в большинстве зарубежных рекомендаций, в отечественных рекомендациях предлагаются  в качестве «быстрого» симптоматического средства. Но я бы предпочел, чтобы пациенты втирали в ноги не лекарства, а любые средства для ухода за кожей – эффект, скорее всего, будет тот же, но без риска местных побочных эффектов. Почему назначают? Нередко это стереотипы, которым врачи подвержены не меньше, чем люди других специальностей. Но могут быть совершенно определенные резоны. В моем понимании, врач всегда должен понятно обьяснить пациенту что именно полезного должен сделать с ним назначаемый препарат, четко сформулировать цели применения леарства. А пациент не должен стесняться прояснить для себя все, что ему непонятно.

5. Какую роль в лечении варикозного расширения вен и ХВН играет компрессионная терапия? Она лечит болезнь, или уменьшает симптомы и предупреждает осложнения? Правда ли, что у компрессионной терапии есть доказанная эффективность?

У компрессионной терапии есть доказанная эффективность, и как всегда, эффективность средства доказывается не «вообще», а в решении какой-то конкретной клинической задачи. Сводная информация по использованию компрессионной терапии доступна в рекомендациях Международного компрессионного клуба – некоммерческая организация, объединяющая ряд экспертов от флебологии.  Есть прекрасный свежий международный консенсусный документ по компрессионной терапии: "Indications for medical compression stockings in venous and lymphatic disorders: An evidence-based consensus statement. 2018". Компрессионная терапия важна в ситуациях борьбы с отеком (хроническая или острая венозная недостаточность), устранении симптомов заболеваний вен, профилактике тромбозов глубоких вен при вынужденной иммобильности или при проведении плановых хирургических вмешательств, улучшении результатов склеротерапии.

6. Правда ли, что при ХВН человеку показано носить компрессионный трикотаж до операции? Надо ли носить чулки (гольфы, колготы) постоянно, или их стоит надевать только во время прогулок или занятий спортом?

ХВН – это хроническая венозная недостаточность. Варикоз, даже выраженный, не обязательно сопровождается ХВН. При ХВН компрессионная терапия обычно целесообразна вне зависимости от того, планируется ли хирургическое лечение. При наличии варикоза без ХВН, если радикальное лечение планируется в обозримом будущем (в течение года) – компрессия не является средством насущной необходимости. Если по каким-то причинам лечение откладывается или невозможно – применение компрессии целесообразно.

7. Почему компрессионный трикотаж должен назначить врач? Нельзя ли пойти в аптеку, попросить у провизора подходящие чулки и самостоятельно их носить? Кремы и таблетки ведь люди сами себе покупают без врачей.

Да можно, в принципе. Профилактика отеков и борьба с симптомами (как здоровых людей, так и при наличии проблем с венами) – 1 степень компрессии, есть настоящий варикоз – 2 степень компрессии, трофические расстройства – 3 степень компрессии.  Проблема не в назначении трикотажа – а в точной формулировке проблемы (то есть, в диагностике) и оценке того, что может трикотаж решить, а что нет. Мнение провизора скорее лишнее – речь не столько в выборе трикотажа, сколько в диагнозе.

8. Обычно доктора рекомендуют заслуживающих доверия производителей компрессионного трикотажа. А есть ли какой-то ориентир для обывателя? Как не купить в аптеке плохой трикотаж, который не обеспечивает нужную степень компрессии? Сэкономить люди чаще хотят и берут «что-то подешевле».

Есть, конечно. Покупайте трикотаж, соответствующий стандарту RAL 387 – на сегодняшний день на российском рынке есть трикотаж 6 производителей в этом стандарте Подробнее - здесь: http://ilyukhin.info/articles/kompressionnyjj_trikotazh  

9. Правда ли, что радикальное и полное излечение от варикозного расширения вен и ХВН обеспечивает только оперативное вмешательство?

Полного и радикального излечения от варикозной болезни пока не придумали. Лечение при варикозном расширении преследует ряд конкретных целей: косметическую, устранение венозных симптомов, снижение риска венозных тромбозов и защита от прогрессирования болезни и развития трофических расстройств. Эти цели (кроме, разве что, борьбы с симптомами) решаются только инвазивным лечением (операции или склерозирование вен), причем, решаются очень надежно и, обычно, долгосрочно.

10. Люди боятся оперироваться, не хотят лежать неделю или больше в больнице. Есть ли для них хорошие новости? Правда ли, что малоинвазивные оперативные вмешательства, например, ЭВЛК и РЧА, практически безболезненные? И действительно ли пациента после ЭВЛК или РЧА в тот же день отправляют домой, еще и заставляют ходить пешком?

В современной флебологии можно провести любой вид лечения – даже классическую операцию – без госпитализации в больницу. А при операциях на основе лазерной или радиочастотной технологий обычное время нахождения пациента в клинике – 3-4 часа (даже при работе с двумя ногами). В большинстве случаев на прямой вопрос после операции: «Скажите, теперь, когда все позади, что для Вас является более тяжелой историей – визит к стоматологу или то, что Вы только что прошли?» 9 пациентов из 10 отвечают: «Конечно, у стоматолога тяжелее. Если бы я знал/ла, что это будет так… Я готовился/лась совсем к другим ощущениям…». Болезненность операции определяется болезненностью выполнения самой анестезии, а она хорошо отработана и сводится к минимуму. Ходить заставляем недолго, это больше дань традиции. После операции можно вернуться к обычному для пациента режиму двигательной активности. Пожалуй, не сама операция, а послеоперационный период может доставить определенные неудобства. Ведь порог чувствительности, болевой порог у всех разный. Отношение к ощущениям разное. Можно сравнить ощущения в ногах после операции с ушибами. И ушибы могут быть разные - поменьше или побольше, и переносятся они по разному - кто-то легко, и с первых дней занимается спортом, домашними делами, ходит на работу, кто-то хочет несколько дней побыть в "охранительном режиме", а кому-то приходится попить анальгетики типа ибупрофена или парацетамола. 

11. Чем чревато затягивание обращения к врачу и отказ от операции?

Варикоз всегда (!) прогрессирует. У кого-то быстрее, у кого-то медленнее, но он прогрессирует. Поэтому, за какое-то время проблема может из маленькой стать большой, которая потребует другого лечения с другими результатами. Кроме того, пока есть варикоз – есть риск осложнений этой болезни. Хотим убрать из своей жизни этот риск – надо избавляться от варикоза.

12. Есть ли какие-то способы предупредить варикозное расширение вен? Когда надо задумываться о профилактике?

Не надо об этом задумываться. Средств профилактики пока не изобрели. Защитить вены каким-то особенным «способом для вен» невозможно. Защитить их можно только вместе со всем организмом – поддержание рационального веса, разумная физическая активность и т.п.