Как долго принимать препараты от тромбоза?
В декабрьском номере журнала "Флебология" опубликована статья нашего коллектива о продолжительности антикоагулянтной терапии. Как долго нужно принимать эти отнюдь не безопасные препараты? На что ориентироваться при принятии решения - остановить терапию или продолжить?
Е. А. Илюхин М. Ю. Демехова О. А. Шонов И. А. Золотухин
Флебология 2014; 4: 42-54
Тромбоз глубоких вен (ГГВ)- самое тяжелое и опасное заболевание во флебологии. Одно из возможных последствий такого тромбоза - тромбоэмболия легочной артерии, ТЭЛА. Она вполне способна привести к летальному исходу. Для защиты назначаются антикоагулянтные препараты.
Эти препараты не дают образоваться новым тромбам. Они защищают пациента о ретромбоза и тромбоэмболии, но привносят в его жизнь риск развития геморрагических осложнений. Эти две опасности – тромбоз и кровотечение – и должен взвесить врач принимая решение, а нужна ли антикоагуляция и как долго ее проводить.
В статьях и книжках можно встретить красивую фразу: «Индивидуальная оценка риска и пользы лечения». Но что это такое, как же ее проводить, эту индивидуальную оценку – для многих врачей остается совершенно непонятным. В результате зачастую назначения антикоагулянтов проводятся либо по какой-то одной стандартной схеме, либо «на глазок». В своей работе мы провели детальный анализ очень большого материала по антикоагулянтной терапии при венозных тромбозах и попробовали разобраться в этом вопросе.
Статья довольно тяжела для восприятия, изобилует ссылками на цифровые данные из различных исследований – это сделано для того, чтобы она могла послужить свего рода справочником для практического врача, и ему не пришлось бы в поисках тех или иных вновь и вновь данных штудировать PubMed. Вместе с тем, в итоге нашего исследования мы пришли к определенным выводам, которые изложили в виде простого графического алгоритма.
Важная особенность: мы избавились от очень большого недостатка многих исследований и публикаций по вопросам антикоагуляции. Дело в том, что при сравнении риска ретромбоза и кровотечения нередко сопоставляются несопоставимые по значимости события. Например, в качестве признака рецидива тромбоза может быть принято увеличение при контрольном ультразвуковом исследовании диаметра тромбированной вены. Это событие, даже если оно точно зарегистрировано, может не иметь для больного вообще никакого значения. А подсчет кровотечений может вестись только по «тяжелым» кровотечениям, например – геморрагический инсульт. Такое событие безобидным не назовешь. В результате исследователи могут сделать вывод о высоком риске ретромбозов по разным косвенным, «суррогатным» признакам и рекомендовать антикоагуляцию, а летальность только увеличится! Поэтому для создания алгоритма мы выбирали информацию, где оценка ведется только по «твердым» исходам. По летальности. В первую очередь нам нужно понять, защищаем ли мы своим лечением жизнь пациента, вопросы же развития посттромботического синдрома и т.п. – расцениваем как второстепенные.
Что нам говорят актуальные рекомендации?
Российские клинические рекомендации
Дистальный спровоцированный (дТГВ) 3 мес.
Проксимальный спровоцированный (пТГВ) 6 мес.
Неспровоцированный любой локализации > 6 мес.
Международное общество по изучению тромбозов и гемостаза, ISTH(International Society on Thrombosis and Haemostasis)
Спровоцированный дТГВ или пТГВ, Неспровоцированный дТГВ 3 мес.
Неспровоцированный пТГВ 3 - 6 мес.
Рекомендации Американской коллегии торакальных врачей (ACCP) 2012
дТГВ (любой) наблюдение или 3 мес.
Спровоцированный пТГВ 3 мес.
Неспровоцированный пТГВ 3 мес. или более (стратификация по пров. фактору и риску кровотечений)
Заметьте, даже цифра в 6 мес звучит довольно редко. Причем, по данным ACCP при оценке 5-летних исходов значимые, твердые доказательства пользы продленной антикоагулянтной терапии есть только в отношении случаев повторного (!) тромбоза глубоких вен (или ТЭЛА) и только для пациентов с низким риском геморрагических осложнений! Во всех остальных случаях продленная антикоагуляция или сомнительна, или вредна.
Помимо всего прочего в статье рассматриваются результаты великолепного систематического обзора от M. Rcarrier (1), а так же интереснейшие данные проспективного когортного исследования в виде регистра (Регистр RIETE), охватившего случаи лечения более 40000 пациентов! (2)
1) Carrier M. Systematic Review : Case-Fatality Rates of Recurrent Venous Thromboembolism and Major Bleeding Events Among Patients Treated for Venous Thromboembolism // Ann Intern Med. 2010. Т. 152(9). С. 578–89
2) Lecumberri R. и др. Dynamics of case-fatalilty rates of recurrent thromboembolism and major bleeding in patients treated for venous thromboembolism. // Thromb. Haemost. 2013. Т. 110. № 4. С. 834–43.
Пример алгоритма определения тактики лечения при дистальном тромбозе глубоких вен:
Каков же в общих чертах вывод?
- на практике нередко можно встретить необоснованно длительное назначение антикоагулянтов (пол года, год, пожизненно).
- индивидуальные «особенности» пациента могут существенно влиять на принятие решения, важно учитывать риск геморрагических осложнений
- оценку надо проводить по "твердому" исходу, а не по суррогатным конечным точкам
- нам доступен ряд "предиктивных" (предсказательных) моделей, которые помогают провести индивидуальную оценку целесообразности и длительности антикоагуляции
- продленная, более 6 мес., антикоагуляция целесообразна только в ограниченной группе больных с низким риском геморрагических осложнений
20.03 / 2024
Как избежать тромбоза в путешествии23.12 / 2022
Контрацептивы, вены и тромбозы30.11 / 2022
Форум флебологов30.07 / 2021
14 важных вопросов флебологу29.12 / 2020
Минифлебэктомия